Проблема привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и владельцев компаний становится все более актуальной, особенно с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ, которым в действие была введена глава III.2 Закона о банкротстве, существенно усложнившая жизнь предпринимателям.
При этом одним из возможных способов защиты является заявление об истечении срока исковой давности. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Однако институт субсидиарной ответственности пережил несколько редакций закона о банкротстве. В силу п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В связи с изложенным возникает вопрос – какая редакция закона о банкротстве подлежит применению в конкретном деле и какой срок исковой давности применяется?
С момента принятия Закона о банкротстве в него как минимум 4 раза вносились изменения, связанные с привлечением контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, а также изменением срока исковой давности. Все изменения сроков отображены в таблице ниже:
Статья
|
Период действия редакции
|
Срок исковой давности
|
ст.10 Закона о банкротстве
|
До 30.06.2013
|
3 года
|
п.5 ст.10 в редакции 134-ФЗ
|
С 30.06.2013 по 27.06.2017 включительно
|
1 год
|
п.5 ст.10 в редакции 488-ФЗ
|
С 28.06.2017 по 29.07.2017 включительно
|
3 года
|
п.5 ст.61.14 в редакции 266-ФЗ
|
С 30.07.2017 по настоящее время
|
3 года
|
В соответствии с п.69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» предусмотренный абз.1 п. 5 ст. 61.14 Закона о банкротстве, срок исковой давности по требованию о привлечении к субсидиарной ответственности, по общему правилу, исчисляется с момента, когда действующий в интересах всех кредиторов арбитражный управляющий или обычный независимый кредитор, обладающий правом на подачу заявления, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности – о совокупности следующих обстоятельств: о лице, имеющем статус контролирующего, его неправомерных действиях (бездействии), причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность, и о недостаточности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами (без выяснения точного размера такой недостаточности).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.), в любом случае исчисление срока исковой давности не может начаться ранее возникновения права на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.
Институт срока исковой давности является институтом материального права, его применение возможно только в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, или, иными словами, когда заявитель узнал о нарушении права и надлежащем Ответчике.
Следовательно, право на подачу заявления и течение срока исковой давности начинается в момент, когда будет установлено привлекаемое к ответственности лицо, факт осуществления им неправомерных действий и недостаточность активов, но не ранее введения процедуры конкурсного производства.
Таким образом, исходя из изложенного, если право на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя или иного контролирующего должника лица возникло в период с 30.06.2013 по 27.06.2017, то срок исковой давности составляет 1 год, в иных случаях – 3 года.